Спорт и физкультура в детском саду
Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости.
Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру.
Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, чем ребенок, лежащий среди дня на диване.
Правильные активные движения ребенка повышают его устойчивость к различным заболеваниям, вызывают активизацию защитных сил организма, его иммунитета, повышают деятельность лейкоцитов. Физическая культура в МБДОУ способствует всестороннему развитию у детей умственных способностей, мышления, внимания, восприятия, существенному улучшению питания тканей организма, формированию скелета, формированию правильной осанки и улучшению иммунной системы ребенка. Движение, физическая культура в детских садах, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения.
Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического дошкольников являются одним из важных направлений деятельности нашего учреждения. Работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, организацию сбалансированного питания, систему закаливания детей, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание благоприятного климата в МБДОУ.
Педагогами МБДОУ проводятся различные виды физкультурно-оздоровительной работы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• физкультминутки;
• разновидности гимнастики (утренняя, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и т.д.);
• различные виды закаливания;
• дни здоровья;
• физкультурные праздники, досуги
Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в спортивном зале (проводит инструктор по физической культуре), 1 раз на улице (проводит воспитатель группы). Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - от 15 до 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре может проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Помимо непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики 5-8 минут. В перерывах между «сидячими» занятиями и после дневного сна тоже проводятся, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие возможность ребенку размять тело.
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих группах физкультурная форма определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников
Воспитатели проводят физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролируют двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролируют гигиенические условия для проведения занятий. Воспитатели руководствуются утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывают индивидуальные возможности каждого ребенка.
Большое внимание в процессе непосредственно образовательной деятельности уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.
В течение года с детьми проводятся спортивные праздники, досуги, развлечения, спортивные игры на свежем воздухе.
В летний оздоровительный период занятия проводятся на свежем воздухе с непосредственным контактом с естественными факторами природы. Летние занятия проходят в более игровой форме, насыщены спортивными и подвижными играми, потешками.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.
Главная цель физического воспитания в нашем МБДОУ состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят. А также обеспечивать овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создавать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте. Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному владению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей. В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого дошкольного учреждения, в том числе и нашего. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общая задача – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Зная о том, что дети особенно восприимчивы к положительному примеру родителей, мы стараемся активнее их привлекать к участию в совместных спортивных праздниках, досугах и развлечениях, которые проводятся в нашем дошкольном учреждении.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:
развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
воспитание заинтересованности спортом.
Эти цели конкретизируются задачами занятий с детьми разного возраста в рамках работы над образовательным направлением «Физическое развитие».
Задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками
Первая младшая группа
(1,5–3 года)
Задачи учиться выполнять прыжки на месте, двигаясь при этом вперёд (обе ножки толчковые);
тренировать непрерывный бег в течение 30–40 секунд;
отрабатывать навык залезать на 2–3 рейки гимнастической стенки;
осваивать манипуляции с мячом (бросать, держать, переносить, катать);
учиться перешагивать препятствия высотой около 10 см;
практиковаться в метании обеими руками на расстояние до 1 м;
приобщаться к выполнению имитационных упражнений (скакать, как лошадка, стоять на одной ноге, как цапля и др.).
Вторая младшая группа (3–4 года)
Задачи - учиться бегать, поднимая ноги, глядя прямо перед собой, а также перекрёстно ориентируя руки и ноги;
практиковаться в построении в шеренгу, колонну, круг;
осваивать умение и начинать, и заканчивать упражнение в одной позе — исходной;
тренироваться в выполнении подачи и приёма мяча двумя руками;
отрабатывать навык перехватывать рейки при продвижении вперёд по шведской стенке;
учиться выполнять условия подвижных игр;
воспитывать творческий взгляд на участие в играх через отношения сотрудничества, а также поощрение инициативы в выборе игр и персонажей.
Средняя группа (4–5 лет)
Задачи - тренировать бег и ходьбу в определённой технике (к примеру, приставляя шаг);
учиться лазить по гимнастической стенке, опираясь на руки, пальчики ног, коленки;
совершенствовать навыки обращения с мячом (в том числе и отбивать о пол, не теряя, до пяти раз);
учиться удерживать равновесие в динамике и статике;
отрабатывать умение кататься на двухколёсном велосипеде, выполняя повороты в разные стороны;
воспитывать культуру движений, выполняя их пластично и выразительно.
Старшая группа (5–6 лет)
Задачи - пополнять комплексы упражнений сочетаниями движений (например, бегать спиной вперёд, приставными шагами и пр.);
совершенствовать пластику движений (в подвижных, хороводных играх);
создавать правильный образ «культуры спортивного поведения» (к примеру, контролировать эмоции при выигрыше или проигрыше);
отрабатывать культурно-гигиенические навыки (без помощи взрослых одевать и переодевать спортивную форму, обувь, мыть руки и умываться после занятия);
продолжать стимулировать интерес к спорту (например, за счёт просмотра и обсуждения выступлений известных спортсменов на крупных соревнованиях);
воспитывать стремление к ЗОЖ (например, пополняя багаж знаний относительно здоровой и нездоровой пищи);
привлекать к подготовке и проведению спортивных досуговых мероприятий (так, малыши с родителями могут предложить по 1–2 игры на праздник, посвящённый Дню защиты детей, а педагог из этих вариантов составит общий сценарий).
Подготовительная группа (6–7 лет)
Задачи - тренировать умение держать равновесие, выполняя переходы от более активных к менее активным движениям (например, из бега в ходьбу, из ходьбы в приседания и т. д.);
учиться подтягиваться, используя опору;
приучать следовать правилам спортивных игр (в футболе, баскетболе, волейболе и пр.);
воспитывать навык прогнозирования двигательной активности, то есть распределения сил для выполнения упражнения;
поощрять стремление организовывать игры со сверстниками.
Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ
На состояние здоровья детей, к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Система физического воспитания в дошкольных учреждениях является частью общегосударственной системы физического воспитания. Строится она с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьями.
В первые семь лет жизни у детей формируются важнейшие двигательные навыки, закладываются основы здоровья, создаются решающие предпосылки всестороннего развития личности. Особую роль играет в это время физическое воспитание, в процессе которого происходит знакомство с наиболее рациональными способами выполнения движений, положительно влияющих на работу органов и систем. Движения - естественный стимул жизнедеятельности организма, тренировка всех его органов и систем. Благодаря движению повышается общий жизненный тонус, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Движение оказывает существенное влияние на развитие интеллекта ребенка Движения, физические упражнения считаются специфическим средством физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей. Я стараюсь разрабатывать двигательный режим для детей своей группы с учетом их возраста, здоровья.
Основное содержание физического воспитания в группе составляют различные виды физических упражнений: основные, танцевальные движения, строевые и Общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры. Спортивные упражнения, простейшие формы: дальние прогулки за пределы участка детского сада. Дети должны не только овладеть ими на уровне возрастных возможностей, но и иметь элементарное понимание их пользы для здоровья. У каждого ребенка непременно должны быть свои любимые игры или упражнения. Полное отсутствие интереса к движениям рассматривается как фактор риска в развитии ребенка.
Физическое воспитание дошкольников - сложный процесс. Для того, чтобы дети усвоили выполнение физических упражнений вначале мы их разучиваем на физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения на утренней гимнастике, в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии, воспитателя группы и семьи. Чтобы эта работа была эффективной я использую следующие формы работы по физическому воспитанию:
Физкультурные занятия - проводится три раза в неделю (один раз на воздухе)
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:
Утренняя гимнастика
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Активный отдых:
физкультурный досуг;
физкультурные праздники;
дни здоровья;
каникулы.
Самостоятельная двигательная активность детей - проводится на прогулке.
Задания на дом - форма работы с родителями.
Индивидуальная работа с детьми - проводится на прогулке.
Разберем эти формы работы в отдельности.
Физкультурное занятие-это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Для проведения занятия я подбираю физические упражнения, определяю последовательность их выполнения, составляю план-конспект, продумываю методику проведения, готовлю оборудование, размещаю его, слежу за созданием санитарно-гигиенических условий, за одеждой детей. Занятие проводится три раза в неделю (два раза в зале, один раз на воздухе). Летом все занятия проводятся на воздухе. Целью и задачами занятий является:
формировать двигательные умения и навыки
развивать физические качества
удовлетворять естественную потребность в движении
обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка, через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них создать условия для разностороннего развития детей.
Характерными чертами занятия являются:
ярко выраженная дидактическая направленность
руководящая роль воспитателя
строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки
постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.
Требования к занятиям: каждое предыдущее должно быть связано с
последующим и составлять систему занятий; важно обеспечить оптимальную двигательную активность детей. Занятия должны соответствовать возрасту и уровню подготовленности детей. На них надо использовать физкультурно- оздоровительное оборудование и музыкальное сопровождение.
Продолжительность занятия от 35-40 минут в подготовительной группе. Занятие состоит из трёх частей. Каждая часть имеет свои специфические задачи и своё содержание.
I часть - вводная. Задача: ввести группу в занятие, организовать, создать бодрое настроение, сосредоточить внимание на данном занятии, развивать подвижность нервных процессов. Содержанием этой части являются упражнения в построениях, ходьбе и лёгком беге, включаются упражнения на внимание и быстроту реакции на сигнал.
Иногда первая часть занятия может носить характер игры, основным содержанием которой является ходьба, легкий бег и построение, например «Найди себе пару», «Быстро ко мне».
Продолжительность первой части может изменяться в зависимости от подготовленности детей, от условий занятий и характера предстоящей нагрузки во второй части занятия. В среднем от 2-3 минут до 4-5 мин.
II часть - основная. Её задача: укрепление крупных мышечных групп, подготовка организма к последующим более интенсивным физическим упражнениям; обучение детей основным движениям, закрепление навыков этих движений; обучение детей самостоятебльному применению уже освоенных движений в усложнённой ситуации; воспитание физических и нравственно-волевых качеств; совершенствование всех физиологических функций организма ребёнка.
Содержанием основной части составляют:
• комплекс общеукрепляющих упражнений (ОРУ). Во второй младшей группе их 3-5, в средней группе 5-6, в старшей группе 6-7, в подготовительной к школе группе 7-8. В комплекс входят упражнения из разных исходных положений. Комплексы составляются как без предметов, так и с предметами: гимнастические палки, мячи, обручи т.п.
основные виды движений. На одном занятии можно дать упражнения в 2-х, 3-х видах основных движений.
Подвижная игра. Основное назначение игры - освоение новых для данного человека форм деятельности. Игры служат одним из основных средств воспитания, в том числе и физического. Они способны обеспечить развитие всех необходимых физических качественна, ловкость, быстрота, выносливость и гибкость). Отличие от упражнений, игра не сводится к набору движений, а является целостной деятельностью, своеобразной моделью жизни, поведения человека, включая нравственную, эстетическую, трудовую, умственную, даже правовую и другие их стороны. Ведь, вступая в игру добровольно, каждый её участник сам берёт на себя обязательства выполнять правила и традиции игры. Игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и педагогами в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площади, также варьируется и инвентарь. Подвижная игра должна соответствовать следующим требованиям: в игре не должен повторяться тот вид движения, в котором только что упражнялись дети; кроме того, во избежание чрезмерной нагрузки после упражнений в прыжках не следует давать игры с быстрым бегом, но и игры с долгим ожиданием своей очереди в игре, например, «Горелки», «Перемени предмет».
Продолжительность второй части 35-40 минут (старшая группа) - 2/3 общей продолжительности занятия.
III часть - заключительная. Её задача - урегулировать состояние организма ребёнка. Содержание и продолжительность этой части зависит от нагрузки предыдущих частей, на неё может быть от 3-4 минут до 5-7.
Лучшим физическим упражнением, регулирующим работу организма после сравнительно больших нагрузок организма, полученных во второй части, являются различные виды ходьбы. Это танцевальные шаги, рассказывание стихов во время ходьбы, малоподвижные игры («Найди и промолчи», «Кто так ходит»), хороводные игры. Где под пение выполняются спокойные плавные движения.
Существует несколько типов занятий:
Учебно-тренировачное занятие. Здесь решаются задачи формирования двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствования умений и навыков(50% всех занятий).
Сюжетное физкультурное занятие. Построено на одном сюжете («Зоопарк», «Космонавты» и т.д.). Решаются задачи совершенствования двигательных умений и навыков, воспитания интереса к физическим упражнениям.
Игровое занятие. Построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Совершенствуются двигательные умения и навыки, развиваются физические качества, воспитывается интерес к физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т. д.
Комплексное занятие. Направлено на синтез различных видов деятельности. Решаются задачи физического, психического, умственного, нравственного развития.
Тематическое физкультурное занятие. Посвящено какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений - катанию на коньках, лыжах, элементам игры в волейбол, хоккей и т.д. Разучиваются новые виды спортивных упражнений и игр и закрепляются навыки в уже освоенных движениях.
Контрольное занятие. Проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей.
Физкультурные занятия на воздухе способствуют развитию сердечно сосудистой, дыхательной, мышечной и других систем организма, закаливанию, повышают сопротивляемость простудным заболеваниям, формируют ориентировку в пространстве, закрепляют навыки в естественных условиях. Структура занятий традиционная: оно включает вводно-подготовительную, основную и заключительную части. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. Проводится ежедневно до завтрака, в течение 10- 12 мин., на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условиях). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком , варианты проведения утренней гимнастики. Это утренняя гимнастика игрового характера (две-три подвижные игры разной интенсивности), с использованием полосы препятствий (с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия), с включением оздоровительных пробежек (проводится обязательно на воздухе во время приема детей; в начале детям предлагается короткая разминка, состоящая из 3-4 упражнений развивающего характера, затем делается пробежка со средней скоростью на расстоянии 100-300 метров, в зависимости от индивидуальных особенностей детей и времени года), классическая.
Самостоятельная двигательная активность способствует укреплению здоровья, улучшению физического развития, деятельности сердечно- сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей.
культурно-игровую среду: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий.
закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке: во время утреннего приёма, до занятий и между ними, на прогулке, после сна в вечернее время.
Прогулки способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные препятствия, становиться подвижными, ловкими, смелыми, укрепляют мышечную систему, повышают жизненный тонус, развивают наблюдательность, расширяют представления об окружающем, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.
Во время прогулок используются: подвижные игры, бессюжетные народные игры с предметами (такие, как бабки, серсо, кольцеброс, кегли). В старших группах-элементы спортивных игр (таких, как волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей). В жаркую погоду проводятся игры с водой, спортивные упражнения-езда на велосипеде; зимой - катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Организуются спортивные развлечения, провожу физкультурные праздники. Физкультурные праздники способствуют приобщению детей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.
В программу праздника включаются подвижные и спортивные игры, народные игры, игры с пением, танцы, аттракционы, Общеразвивающие упражнения, упражнения с элементами акробатики, музыкально ритмические движения используются игровые приемы, музыкально ритмические движения. Используются игровые приёмы, игровые упражнения, загадки.
В подготовке физкультурного праздника помогает коллектив дошкольного учреждения, родители.
Организация физкультурного праздника следующая:
Открытие праздника (выход участников на площадку, построение, парад участников).
Показательное выступление, состоящее из общеразвивающих упражнений, которые выполняют дети в разных построениях, с различными предметами.
Проведение игр с элементами соревнования, эстафет различных видов спортивных упражнений и спортивных игр.
Включение в содержание праздника «сюрпризного момента».
Подведение итогов. Награждение детей, общий хоровод, танцы, парад участников. Так же и досуг.
Физкультурный досуг - одна из более эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки развивают двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание смелость, упорство, организованность.
При проведении досуга ставятся следующие задачи:
развивать у детей умение творчески применять свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками,
приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Физкультурные досуги могут проводиться в различных вариантах:
1. вариант. Строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах).
движения используются игровые приемы, музыкально ритмические движения. Использую игровые приёмы, игровые упражнения, загадки.
В подготовке физкультурного праздника помогает коллектив дошкольного учреждения, родители.
Организация физкультурного праздника следующая
Открытие праздника (выход участников на площадку, построение, парад участников).
Показательное выступление, состоящее из общеразвивающих упражнений, которые выполняют дети в разных построениях, с различными предметами.
Проведение игр с элементами соревнования, эстафет различных видов спортивных упражнений и спортивных игр.
Включение в содержание праздника «сюрпризного момента».
Подведение итогов. Награждение детей, общий хоровод, танцы, парад участников. Так же и досуг.
Физкультурный досуг - одна из более эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребёнка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивают двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.
При проведении досуга следующие задачи:
развивать у детей умение творчески применять свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками,
приучать их проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Физкультурные досуги могут проводиться в различных вариантах:
1. вариант. Строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах).
Родителям даются рекомендации по методике выполнения задания,это через родительские уголки, папки - передвижки, при посещении детей на дому и в индивидуальных беседах.
Домашние задания детям, но обязательно в занимательной форме.
Часть домашних заданий для родителей одинаковы: проводить дома в выходные дни утреннюю гимнастику (даётся комплекс упражнений), закаливание (предварительно родители наблюдают процедуру закаливания в детском саду); физкультурный досуг в день рождения ребёнка, оформить физкультурный уголок в квартире (предлагаются чертежи, схемы).
Другая часть - диференцированые задания по определенным направлениям. Оформляются они в папке передвижке. Подбирается интересный материал, также разрабатывается рекомендации для выполнения задания в семье.
Свобода применения достаточно освоенных навыков в разных ситуациях создает большие возможности для проявления детьми активности, инициативы и творчества. Они испытывают чувства подъема от проявленных двигательных действий.
Формы здоровьесберегающих технологий.
используются здоровьесберегающие технологии, которые обеспечивают сохранение, укрепление и коррекцию здоровья дошкольников:
адаптация;
режим дня;
рациональное питание;
дыхательная гимнастика;
пальчиковая гимнастика;
закаливание;
физкультминутка;
психогимнастика;
логоритмика;
психогимнастика;
бодрящая гимнастика после сна; и другие
В основе физического воспитания лежат психогигиенические, эколого- природные факторы. Психогигиенические факторы включают общий режим труда и отдыха, питание, гигиену одежды, обуви, физкультурного оборудования и т.д. Любой из перечисленных факторов способствует осуществлению цели и задач физвоспитания лишь при условии полного физиологического и психологического комфорта ребенка. Поэтому при оценке эффективности названных факторов учитывается не их «правильность» в целом, а то, насколько каждый из детей их принимает и старается им следовать.
В течение адаптационного периода закаливающие процедуры не проводятся за исключением воздушных ванн и кратковременной по желанию детей ходьбы босиком.
Утренняя гимнастика должна проводиться в форме подвижных игр.
При определении степени тяжести адаптации используются критерии:
эмоциональное состояние ребенка.
социальные контакты ребенка.
сон ребенка.
аппетит ребенка.
На каждого ребенка заводится адаптационный лист, где отмечаются поведенческие реакции в различные сроки адаптационного периода. Определяется уровень адаптации каждого ребенка и группы в целом.
Режим дня, включающий разумное распределение времени, отведенного для приема пищи и сна, и правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений в жизнедеятельности детей обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в растущем организме, способствуют всестороннему и гармоничному развитию здорового ребенка.
Важной частью оздоровительной работы является питание.
Рациональное питание - это энергетическая ценность потребляемой пищи, которая не должна превышать энерготраты организма; в суточный рацион должны входить пищевые вещества в сбалансированном виде, т.е. в соотношениях, обеспечивающих оптимальное сочетания незаменимых компонентов, дополняемых при необходимости чистыми компонентами (аминокислоты, витамины и др.). Усвояемость пищевых продуктов находится в зависимости от режима питания.
При составлении рациона питания детей дошкольного возраста следует учитывать особенности их развития. В связи с ростом энергетического обмена у детей в возрасте 3-6 лет увеличивается потребность в пищевых веществах, поэтому в рационе надо увеличивать количества мяса, рыбы, круп и постепенно снижать потребность в молоке.
Большое значение в рациональном питании ребенка имеет характер приготовления блюд. Закуски, приправы и соусы не должны быть слишком острыми. Изделия из мяса, рыбы и овощей подаются на стол 2-3 раза в неделю. Также важно соблюдать питьевой режим, так как у детей вода в большом количестве выделяется из организма.
Питание ребенка обязательно должно быть разнообразным, что достигается не только применением разных продуктов, но и разных способов кулинарной обработки.
Принципы рационального питания следующие: оно должно быть не избыточным, разнообразным с достаточным количеством витаминов. Все используемые пищевые продукты растительного и животного происхождения должны быть доброкачественными и свежими, приготовленными по технологии, сохраняющей их пищевую и биологическую ценность.
Под влиянием занятий по развитию мелкой моторики в организме у детей наступают положительные и структурные изменения. Пальчиковая гимнастика выполняет следующие задачи:
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Учит концентрировать внимание ребенка и правильно его распределять.
Развитие памяти ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
Развитие воображения и фантазии.
Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Эколого-природные факторы. Природа - среда обитания человека, источник его здоровья, физического и двигательного развития. Однако положительный результат дает только экологичбески чистая природа.
Поэтому при использовании природных факторов необходимо прежде убедиться в возможности их использования, определить индивидуальную дозировку.
Особенно важно правильно использовать природные факторы в качестве закаливающих средств, органически включая их в режимные процессы: напр., облегчить одежду, обувь во время физкультурных мероприятий, использовать холодную воду при умывании и полоскании горла и рта, после еды и т. д.
Наиболее эффективными видами закаливания физиологи признали контрастные водные и воздушные процедуры, которыми дополняется естественное закаливание. Дети должны как можно больше времени проводить в естественной среде - на свежем воздухе, чаще соприкасаться с природой: ступать босыми ногами на землю, подставлять под лучи жаркого солнца и свежего ветра свое тело, использовать любую возможность, чтобы побродить по воде; больше двигаться, реализуя все разнообразие способов движений в естественной среде.
Каждую свободную минуту - на природу! Без нее не может быть здоровья, полноценного физического и общего развития ребенка.
Особой осторожности требует организация закаливания. Оно не может быть одинаковым для всех детей группы, так как здоровье у всех разное.
Закаливание - совершенствование функциональных систем, направленное на повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды.
Задачи закаливающих процедур:
1.Обеспечить тренировку защитных сил организма;
2.Повысить устойчивость организма к воздействию постоянно меняющихся факторов среды;
Развить выносливость организма детей.
Требования к проведению закаливающих мероприятий следующие:
Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка;
Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;
Занятия должны проводиться систематически;
Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка и его возраст;
Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время (в холодное время года воздействие средовых факторов в начале закаливания уменьшается, и необходимо его более постепенное нарастание, нежели в теплое время года);
Закаливающие мероприятия проводятся только при положительных эмоциональных реакциях ребёнка;
После перерыва с разрешения врача возобновление занятий следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур.
Рассмотрим некоторые приемы закаливания, применяемые в детских дошкольных учреждениях:
Обширное умывание-влажными руками протирать руки до локтя, шею, верхней части груди.
Ходьба по мокрым дорожкам - дети проходят сначала по мокрой дорожке сшитой из ткани, затем по сухой.
Обливание ног - обливают водой стопы, по мере привыкания обливают и голень.
Ходьба босиком - применяют вовремя физкультурных занятий.
Сон без маечек - проводится круглый год
Большое значение при применении здоровьесберигающих технологий имеет проветривание помещений, где находятся дети.
Воздушная среда помещений оказывает влияние на общее развитие и здоровье ребенка. Плохой химический состав воздуха, очень высокая или очень низкая его температура и влажность могут вызвать нарушение нормальной деятельности организма.
Потребность детей в чистом, свежем воздухе очень велика, так как вследствие большой частоты и малого объема дыхательных движений, обусловленных особенностями строения грудной клетки.
Состав воздуха в дошкольных учреждениях в результате длительного пребывания в них детей постепенно ухудшается: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, повышается температура, запыленность, загрязненность, которые ухудшают самочувствие ребенка.
Опасность для организма представляет воздух, насыщенный пылью, в которой задерживается огромное количество микробов, выделяемых при дыхании, кашле, чихании.
В отсутствие детей в помещениях проводится сквозное или угловое проветривание при помощи фрамуг, форточек или окон. Такое проветривание особенно необходимо после сна детей, перед физкультурными занятиями, приема пищи, а также в конце дня, когда воздух помещений особенно загрязнен.
Длительность проветривания определяется температурой наружного воздуха. Проветривание должно проводиться одновременно с влажной уборкой помещения и заканчиваться за 30 минут до прихода детей, чтобы к этому времени обновленный воздух достиг температуры, установленной для помещений детских учреждений.
Во время проведения занятий рекомендуется проведение физкультминуток, для снятия утомления.
Физкультминутки - кратковременные физические упражнения.
Целью таких минуток является: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).
Физкультминутки проводятся в различных формах, это:
В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц.
В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.
В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике.
В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
текст стихотворения должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
преимущество отдается стихам с четким ритмом;
содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.
В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями. Использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
В проведении физкультминуток существуют определенные требования:
Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мин занятия - в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).
Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.
Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания.
Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.
Рассмотрим следующий вид здоровьесберегающих технологий направленных на здоровье детей, это психогимнастика. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Задача психогимнастики - обучение элементам техники выразительных движений, воспитание эмоций и высших чувств, приобретение навыков и саморасслабление, преодоление барьеров в общении , развитие лучшего понимания себя и других, снятие психологического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Так как внимание детей в дошкольном возрасте неустойчиво, отличается большой подвижностью и впечатлительностью, на занятиях предусмотрена частая смена упражнений, заданий, а также минутки шалости. В качестве своеобразного отдыха - подвижные игры, сеанс отдыха -саморасслабление. Занятие длится 30 минут. Дошкольников в группе не должно быть больше 8 человек.
Начинается занятие с отработки отдельных эмоциональных состояний в виде мимических и пантомических этюдов. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимики, жестом, позой, той или иной походкой, выражением основных эмоций (радость, интерес, гнев и др.). Затем расширяются уже полученные детьми раннее сведения, относящиеся к их социальной компетентности. Этюды и игры на изображении чувств, порождаемых социальной средой (жадность, честность, доброта и т.д.). На каждом занятии проводится коррекция настроения отдельных черт характера ребёнка, тренинг моделированных стандартных ситуаций. И заканчивается психологической тренировкой для снятия психологического напряжения, внушением желательного настроения, поведения и черт характера,
Также оказывает положительное влияние на общий тонус, настроение и в особенности на моторику ребёнка логоритмика. Основная задача логоритмики заключается в том, чтобы путём особых музыкально - ритмических приёмов помочь исправить моторику и речь; обеспечить полноценное развитие ребёнка.
Принцип системы музыкально - ритмического воспитания заключается в тесной связи движения с музыкой.
Музыка наиболее доступный вид искусства, оказывает эмоциональное влияние, обладает большеством средств выразительности. Это всё даёт возможность разнообразить приёмы движения, характер упражнений.
Психомоторное развитие протекает в тесной связи с моторным развитием. Движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и др.), на начальных этапах развития является средством познания окружающего мира на более элементарном уровне, чем интеллектуальное познание. При нарушении психомоторного развития осуществляется неполный или неправильный анализ ощущений различных модальностей. При этом с исключением одного из анализаторов порога чувствительности остальных понижается.
Большое значение в укреплении здоровья детей играет и гимнастика после дневного сна. Цель этой гимнастики - помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проводится при открытых фрамугах в течение 7- 15 минут.
В любой комплекс гимнастики после сна включаю разные виды ходьбы, бега, прыжков, корректирующих упражнений на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Например: ходьба на носках, руки за головой, ходьба на пятках, руки на поясе; ходьба на наружном крае стопы, пальцы ног поджаты, руки на поясе; ходьба в приседе, руки на поясе.
Стараюсь использовать разные виды гимнастики: разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, пробежки по массажным дорожкам (эти упражнения желательно проводить в сочетании с контрастными воздушными ванными и проводятся не менее двух раз в неделю по 5-7 минут).
Целью корригирующей гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.
Задачи: активизация общих и локальных обменных процессов; формирование мышечного корсета; выработка силовой и общей выносливости мышц туловища; тренировка равновесия, улучшение координации движений; восстановление дыхательного стереотипа; нормализация эмоционального тонуса; обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях; укрепление сводов стоп.
Общие задачи решаю путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности детей. Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить угол наклона таза,
восстановить симметричное положение крыльев подвздошных костей, надплечий, лопаток, выправить положение головы, величину изгибов позвоночника.
Целенаправленное физическое воспитание и оздоровительная работа дают возможность всем детям овладеть наиболее рациональными способами выполнения движений в оптимальных условиях, развить физическую силу, выносливость, ловкость, быстроту реакции, укрепить здоровье, способность противостоять стрессом, инфекционно-простудным заболеваниям.
Разновидности физкультурных уроков в детском саду
В арсенале педагога есть шесть видов занятий, различающихся содержанием отрабатываемого материала, а также тонкостями организации:
традиционные, которые строятся на упражнениях общеразвивающего характера, заданиях с мячом и дыхательной гимнастике;
танцевальные, основывающиеся на отработке хореографических элементов (как правило, такие уроки организуются перед общими утренниками, например, перед Новым годом, чтобы дети могли ещё раз повторить движения танцев);
самостоятельные, отданные на откуп детям (обычно такие занятия проводятся на улице в тёплое время года);
сюжетные, в которых ход урока определяется придуманной коллизией (как правило, такие занятия являются открытыми);
игровые, подразумевающие, что малыши играют в спортивные игры — футбол, волейбол, баскетбол и др. (организуются для дошкольников старшего возраста);
спортивные (плавание, фигурное катание, урок в тренажёрном зале).
Гимнастика
Отдельно стоит остановиться на таком характере организации занятий, как проведение гимнастики. Существует несколько видов уроков гимнастики, которые могут проводиться как отдельная НОД (непосредственная образовательная деятельность), а могут включаться в занятия других разновидностей или в выполнение режимных моментов.
Универсальные упражнения
Интеграции занятий физкультурой способствует не только комбинация упражнений из разных видов уроков, но и работа над блоками заданий, подходящих под любое направление физкультуры в ДОУ. Такие упражнения называются общеразвивающими и подразумевают укрепление и развитие мышц тела малыша, а также общее оздоровление его организма.
Как индивидуализировать задания
Физическое развитие у каждого ребёнка происходит в индивидуальном ритме. Поэтому педагогу при подготовке занятий и досуговых мероприятий важно учитывать не только средние показатели времени, которое требуется малышам на выполнение задания, но и их возможности, чтобы не требовать от ребят того, что им непосильно, или, наоборот, не давать простоя — иначе дети потеряют интерес к уроку. Соотнести все эти параметры подготовки занятия поможет ряд методических способов индивидуализировать урок:
призвать воспитанника, не успевающего за ритмом занятия, в помощники — вместе показывать порядок выполнения упражнения (особенно актуально это для второй младшей и средней групп, когда скорость любого вида деятельности ребёнка напрямую зависит от его темперамента, то есть холерик и флегматик будут абсолютно не совпадать в ритмах работы, а значит, и в качестве выполнения задания);
подбирать задания с разным уровнем сложности (например, в первой младшей группе при выполнении упражнения на равновесие на улице честь малышей ходит по вкопанным в землю пенькам, а часть — по колёсам, это обусловлено тем, что для пеньков не требуется высокого уровня удержания равновесия);
стремиться создать условия для того, чтобы каждый малыш смог проявить себя — кто-то в скорости выполнения задания (например, быстрее всех прибежал к финишу), кто-то в ловкости (к примеру, легко забрался на рейки гимнастической стенки), а кто-то в помощи подготовки инвентаря для занятия.
Приёмы на физкультурных занятиях
Согласно требованиям ФГОС на уроках любой образовательной направленности педагог пользуется четырьмя группами методических приёмов.
Наглядные приёмы
Наиболее актуальными в этой группе способов взаимодействия будут:
демонстрация, когда взрослый показывает порядок выполнения упражнения, а затем дети повторяют;
показ, суть которого в том, что малыши смотрят видеоматериал по теме и либо повторяют движения по образцу, либо выполняют упражнение синхронно с персонажами ролика.
Атрибуты для занятий физкультурой
Наглядность в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД) обеспечивается, прежде всего, за счёт использования реквизита, в частности:
мячей;
скакалок;
кеглей;
гимнастических палок;
больших мягких блоков, которые могут использоваться и как маты;
оздоровительных (массажных) и обычных ковриков для выполнения упражнений лёжа;
атрибутов, выполненных своими руками.
Оригинальный самодельный реквизит
Нестандартные или самодельные атрибуты являются важным элементом наглядности на занятиях. Кроме того, выполнение заданий с таким реквизитом повышает эмоциональный тонус малышей, способствует пробуждению у них интереса к занятиям (особенно если малыши были привлечены к изготовлению такого оборудования).